Весь широкий поток лирических тем и мотивов поэзии Блока как бы сливается в теме России. Блок вдохновенно и неустанно разрабатывает её и в лирике ("На поле Куликовом" и многие другие стихи, вплоть до "Скифоф"), и в эпосе ("Возмездие", "Двенадцать"), и в драме (Песня Судьбы"), и в публицистике.
Поэт, проникнутый острым, неподдельным и всепоглощающим чувством родины, жил с ней одной жизнью, более её болезнями, радовался её радостями. Особенности души русского человека - своего современника, её национального типа - он объясняет русской исторической деятельностью, событиями русской жизни начала XX века:
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего!
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.
В теме родины, как она творчески разрешалась Блоком, переплетается все - личная страсть поэта, и чувство долга, и ненависть к "лживой жизни", и ощущение надвигающейся социальной бури, и вера в "новый век". Именно поэтому тема родины приобрела в творчестве Блока столь лирический характер. Так - я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищеты
И в лоскутах её лохматий
Души скрываю наготу...
Поэт воспринимает родину как живое существо, какою она изображена русскими поэтами XIX века, а тоскующая жена, невеста или возлюбленная, и отношения поэта с ней напоминают настоящий любовный роман. "О, Русь моя, жена моя!..", "О, бедная моя жена", "...невеста, Россия", "И пусть другой тебя ласкает...", "Помяни за раннею обедней мила друга, светлая жена..." - так обращается Блок к родине. Она предстаёт поэту то "страстной царевной", которая "обнимает рукой", то прекрасной девушкой "разбойной красоты". Этот лирический и поэтизированный образ России-красавицы, России-возлюбленной, России-жены наделён в стихах Блока живыми человеческими, даже своего рода "портретными" чертами:
Нет не старческий лик и не построенный
Под московским платочком цветным!
В этом живом образе России отменены и подчёркнуты типические черты национального женского характера. Черты эти - вечное "горение", высокое напряжение воли, неукротимая страсть, душевное беспокойство.
"Россия - буря", - говорит Блок, и это ощущение родины как могучей и свободной стихии он гениально передал в своей лирике, в проходящих через все его стихи единых по своему внутреннему смыслу образов безудержного вихревого стремления, полёта, вечного движения: ветер, вьюга, снежная метель, пожар, раздуваемый ветром, бегущие по небу тучи...
Эта цепь образов тянется от ранних стихов до "Двенадцати". И это своё ощущение бушующей стиха - лирически окрашенным пейзажем, самим ритмом и темпом стиховой речи:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
И вне этой символики для Блока не существует чувства России, потому, что он ощущает её свегда - только в движении, только в полёте, только в устремлении вперёд, в будущее.
Поэт, проникнутый острым, неподдельным и всепоглощающим чувством родины, жил с ней одной жизнью, более её болезнями, радовался её радостями. Особенности души русского человека - своего современника, её национального типа - он объясняет русской исторической деятельностью, событиями русской жизни начала XX века:
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего!
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.
В теме родины, как она творчески разрешалась Блоком, переплетается все - личная страсть поэта, и чувство долга, и ненависть к "лживой жизни", и ощущение надвигающейся социальной бури, и вера в "новый век". Именно поэтому тема родины приобрела в творчестве Блока столь лирический характер. Так - я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищеты
И в лоскутах её лохматий
Души скрываю наготу...
Поэт воспринимает родину как живое существо, какою она изображена русскими поэтами XIX века, а тоскующая жена, невеста или возлюбленная, и отношения поэта с ней напоминают настоящий любовный роман. "О, Русь моя, жена моя!..", "О, бедная моя жена", "...невеста, Россия", "И пусть другой тебя ласкает...", "Помяни за раннею обедней мила друга, светлая жена..." - так обращается Блок к родине. Она предстаёт поэту то "страстной царевной", которая "обнимает рукой", то прекрасной девушкой "разбойной красоты". Этот лирический и поэтизированный образ России-красавицы, России-возлюбленной, России-жены наделён в стихах Блока живыми человеческими, даже своего рода "портретными" чертами:
Нет не старческий лик и не построенный
Под московским платочком цветным!
В этом живом образе России отменены и подчёркнуты типические черты национального женского характера. Черты эти - вечное "горение", высокое напряжение воли, неукротимая страсть, душевное беспокойство.
"Россия - буря", - говорит Блок, и это ощущение родины как могучей и свободной стихии он гениально передал в своей лирике, в проходящих через все его стихи единых по своему внутреннему смыслу образов безудержного вихревого стремления, полёта, вечного движения: ветер, вьюга, снежная метель, пожар, раздуваемый ветром, бегущие по небу тучи...
Эта цепь образов тянется от ранних стихов до "Двенадцати". И это своё ощущение бушующей стиха - лирически окрашенным пейзажем, самим ритмом и темпом стиховой речи:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
И вне этой символики для Блока не существует чувства России, потому, что он ощущает её свегда - только в движении, только в полёте, только в устремлении вперёд, в будущее.