"Всякая новая фраза развития искусства связана со старческим одряхлением, с неотвратимым концом предыдущей школы", - так начинается "Манифест символизма", написанный французским поэтом Жаком Мореасом.
Символизм - первое по времени модернистское направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену реализму. Символизм зародился во Франции в конце ХХI века. Основы этого художественного метода закладываются в ранних сборниках Поля Вердена, в произведениях Артюра Рембо, Стефана Малларме.
Своим предшественником и учителем символисты считают Шарля Бодлера, а художники - любимого Бодлером Делакруа, которому принадлежит высказывание: "Природа есть словарь". Символизм учит читать этот словарь, постигать таинственное и незримое.
Природа - некий хрм, где от живых колонн
Обрывки смутных фраз исходят временами.
Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,
И взглядом родственным глядит на смертных он, - пишет Бодлер в стихотворении "Соответствия". Опираясь на идеалистическую философию Платона и Шопенгауэра, символисты представляют весь окружающим мир как тень, символ мира идей, постичь который можно только через интуицию, а не с помощью разума. Постижение видимого в невидимом становится для поэтов-новаторов основным тезисом. Они отстраняются от реальной жизни, от общественных проблем, ведут замкнутый образ жизни и пытаются создать вокруг себя утончённую атмосферу эстетства.
Символисты культивируют классическую культуру, проявляют интерес к прошлому, к мифам, сказаниям. Их интересует мир воображения, мир сновидений, аллегорий, предчувствий. Они ищут новые слова, новые ритмы. Стефан Малларме писал в 1864 году: "Я изобретаю язык, который происходил бы из совершенно новой поэтики: рисовать не вещь, но производимый ею эффект... стихотворение не должно состоять из слов, но из намерений". В последние годы жизни Милларме продолжал утверждать, что поэзия - это "тайна, ключ от которой должен отыскать читатель". Символ - это ключ на пути постижения этой тайны.
Поль Верен в своём программном стихотворении "Искусство поэзии" говорит о необходимости нюансов, полутонов в поэзии, о Лёгкой дымке, скрывающей очертания предметов, о музыкальности ритмов и интонаций:
Так музыки же вновь и вновь!
Пускай в твоём стихе с разгону
Блеснут в дали преображённой
Другое небо и любовь.
Символисты пытались объединить разные виды искусства: выразительность живописи, музыкальное звучание, ассоциативные возможности слова. И во многом им это удалось. Так,стихотворение П. Верлена "Над городом тихо идёт дождь" из цикла "Романсы без слов" стало песней, а "лебедь" Малларме, "безумием крыла" пытающийся вырваться из ледяного плена, вдохновил балетмейстера М. Фокина на создание хореографической миниатюры "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса.
Поэзия символистов похожа на сон, "волнующий и странный", в котором
Тревожною стаей, слепой и шальной,
Крылатая память шумит надо мной,
И бьётся и мечется, бредя спасеньем,
Над жёлтой листвою, над сердцем осенним...
Сильной и яркой стороной символистов является их стремление к идеальной красоте, совершенству стиха, таинственности, музыкальности, к глубинам внутреннего мира человека.
В начале ХХ века на смену символизму придут другие направления: футуризм, аскетизм, имажинизм. Но роль символа всегда будет значительна в искусстве. Возможно, потому, что символ - самое ёмкое и яркое выражение воображения художника, образное воплощение его мысли. Именно символы делают поэзию "тайнописью", к которой читатель ищет свои ключи. Символисты одели красоту в туманные и призрачные одежды, и от этого она стала ещё притягательней. Это новое направление в поэзии выразило вечное стремление человека к идеалу, гармонии, к поискам новых возможностей слова.
Символизм - первое по времени модернистское направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену реализму. Символизм зародился во Франции в конце ХХI века. Основы этого художественного метода закладываются в ранних сборниках Поля Вердена, в произведениях Артюра Рембо, Стефана Малларме.
Своим предшественником и учителем символисты считают Шарля Бодлера, а художники - любимого Бодлером Делакруа, которому принадлежит высказывание: "Природа есть словарь". Символизм учит читать этот словарь, постигать таинственное и незримое.
Природа - некий хрм, где от живых колонн
Обрывки смутных фраз исходят временами.
Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,
И взглядом родственным глядит на смертных он, - пишет Бодлер в стихотворении "Соответствия". Опираясь на идеалистическую философию Платона и Шопенгауэра, символисты представляют весь окружающим мир как тень, символ мира идей, постичь который можно только через интуицию, а не с помощью разума. Постижение видимого в невидимом становится для поэтов-новаторов основным тезисом. Они отстраняются от реальной жизни, от общественных проблем, ведут замкнутый образ жизни и пытаются создать вокруг себя утончённую атмосферу эстетства.
Символисты культивируют классическую культуру, проявляют интерес к прошлому, к мифам, сказаниям. Их интересует мир воображения, мир сновидений, аллегорий, предчувствий. Они ищут новые слова, новые ритмы. Стефан Малларме писал в 1864 году: "Я изобретаю язык, который происходил бы из совершенно новой поэтики: рисовать не вещь, но производимый ею эффект... стихотворение не должно состоять из слов, но из намерений". В последние годы жизни Милларме продолжал утверждать, что поэзия - это "тайна, ключ от которой должен отыскать читатель". Символ - это ключ на пути постижения этой тайны.
Поль Верен в своём программном стихотворении "Искусство поэзии" говорит о необходимости нюансов, полутонов в поэзии, о Лёгкой дымке, скрывающей очертания предметов, о музыкальности ритмов и интонаций:
Так музыки же вновь и вновь!
Пускай в твоём стихе с разгону
Блеснут в дали преображённой
Другое небо и любовь.
Символисты пытались объединить разные виды искусства: выразительность живописи, музыкальное звучание, ассоциативные возможности слова. И во многом им это удалось. Так,стихотворение П. Верлена "Над городом тихо идёт дождь" из цикла "Романсы без слов" стало песней, а "лебедь" Малларме, "безумием крыла" пытающийся вырваться из ледяного плена, вдохновил балетмейстера М. Фокина на создание хореографической миниатюры "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса.
Поэзия символистов похожа на сон, "волнующий и странный", в котором
Тревожною стаей, слепой и шальной,
Крылатая память шумит надо мной,
И бьётся и мечется, бредя спасеньем,
Над жёлтой листвою, над сердцем осенним...
Сильной и яркой стороной символистов является их стремление к идеальной красоте, совершенству стиха, таинственности, музыкальности, к глубинам внутреннего мира человека.
В начале ХХ века на смену символизму придут другие направления: футуризм, аскетизм, имажинизм. Но роль символа всегда будет значительна в искусстве. Возможно, потому, что символ - самое ёмкое и яркое выражение воображения художника, образное воплощение его мысли. Именно символы делают поэзию "тайнописью", к которой читатель ищет свои ключи. Символисты одели красоту в туманные и призрачные одежды, и от этого она стала ещё притягательней. Это новое направление в поэзии выразило вечное стремление человека к идеалу, гармонии, к поискам новых возможностей слова.